«Шли эшелоны…» (несколько слов о поездке в Пермь)
Музей воинской славы структурного подразделения «Алые паруса» Дворца творчества детей и молодёжи продолжает изучать вклад вологжан в Великую победу над фашистами в 1945 г., открывая новые аспекты взаимодействия Вологды и вологжан с другими территориями СССР в годы Великой Отечественной войны. Руководитель музея Наталья Юрьевна Лебедева побывала в Пермском крае с целью ознакомления с музейными выставками, рассказывающими об организации оборонно-промышленных мероприятий в Предуралье. Известно, что Вологда – крупнейший железнодорожный узел Северо – Запада, функционировавший в годы Великой Отечественной войны: наш город принимал истощённых ленинградцев – блокадников, раненых красноармейцев; через станцию Вологда проходили эшелоны с эвакуируемыми учреждениями культуры и науки, исследовательскими институтами и, что было особенно важно, – платформы с цеховым оборудованием промышленных предприятий, нацеленных на выпуск военной продукции. В обратном направлении шли платформы с авиационными двигателями, оружием, снарядами, танками и другой техникой, изготовленной в тылу, так необходимой фронту. Советский поэт А.Т. Твардовский назвал Урал «опорным краем державы». В военные годы оборонное производство края выросло в 6 раз. На его долю приходилось до 40 % всей продукции военной промышленности, черных и цветных металлов – до 60%, средних танков – 60%, тяжелых танков – 100 %.
02.10.1940 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения».
Укреплять обороноспособность страны ехали в Пермь и юные вологжане. Детей в Пермь привозили эшелонами, не только из Вологодской, но и из Ивановской и Ленинградской областей. В 1943 году 14- летний Иван Шилов из деревни Орлово Вологодской области получил повестку на трудовой фронт. Его отец и старшие братья уже воевали. Провожая Ивана, мама сложила в сумку нехитрую амуницию: две пары белья, три пары лаптей и мешок сухарей. Трудиться, несмотря на возраст, приходилось как взрослым: работали иногда по 29 часов подряд; как поощрение – сутки отдыха и «коммерческий» обед, куда входили суп, пшённая каша, чай и 200 граммов хлеба. Домой паренёк вернулся в 1946-м, – совсем не подросшим… Три года Ивану пришлось носить ту одежду, в которой уехал.
Александра Беляева, которую привезли в 1943 году на Пермский авиазавод, работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха – ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Александра вспоминала: «Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было…». Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки для нуждающихся. Труд был изнурительным, но часто кроме подростков работать было некому. Авиадвигатели были нужны фронту как воздух: пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ), минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов «Катюша». За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение. В критический момент истории, когда решались судьбы не только нашего народа, но и всего человечества, наши вологодские подростки, самоотверженно трудясь на предприятиях Пермского края, приумножали оборонную мощь нашей Родины.